В России нужно решить проблемы качества зерна
Наука, госведомства и бизнес обратились к Президенту Российской Федерации, в Правительство и Государственную Думу с просьбой рассмотреть ряд наболевших вопросов, касающихся российского зерна. Обратиться к Президенту, в Правительство и Госдуму было решено представителями министерств, служб, отраслевых союзов, ведущих российских и зарубежных компаний, хлебоприемных предприятий, страховых компаний, научно-исследовательских и образовательных учреждений, принимавших участие в конференции на тему «Вопросы контроля качества и безопасности зерна при хранении и экспортно-импортных операциях в рамках Таможенного Союза». Актуальность мероприятия сегодня вызвана рядом «наболевших» вопросов относительно качества и безопасности зерна, а также продуктов его переработки. Как отмечают специалисты, опыт большинства крупных и экономически развитых стран свидетельствует об усилении мер безопасности и государственного контроля за качеством производимого и экспортируемого продовольствия. Государства Юго-Восточной Азии и Африки, являющиеся основными потребителями российского зерна, ориентированы на его закупку с гарантированными со стороны государства показателями безопасности и качества. Это при том, что сегодня в России происходит оптимизация государственных контрольно-надзорных полномочий с целью снижения количества административных барьеров. Сказанное коснулось и государственного контроля в области обеспечения безопасности и качества зерна и продуктов его переработки. Отмечая значительную роль национальной системы государственного надзора и контроля за качеством и безопасностью зерна и продуктов его переработки, участники конференции обратили внимание на то, что упразднение государственного контроля может привести к появлению на продовольственном рынке некачественной и опасной продукции. Как отмечает директор Федерального государственного учреждения «Центр оценки качества и безопасности зерна и продуктов его переработки» Александр Хатунцов, государственный контроль при экспорте выявляет ежегодно до 30% некачественной и опасной продукции, вывоз которой предотвращается или разрешается только после соответствующей подработки. Отсутствие реальных данных о количестве и качестве выращенного в России зерна приводит к невозможности принятия обоснованных решений об объемах его импорта, экспорта и закупок для государственных нужд. Устаревшая материально-техническая база многих хлебоприемных предприятий не обеспечивает сохранность зерна, что приводит к необоснованным потерям. Выборочные проверки сохранности зерна интервенционного фонда показали, что значительная его часть заражена вредителями и даже испорчена, чему способствовало отсутствие фумигации или её проведение собственными силами хранителей без привлечения предприятий, подведомственных Национальной организации по карантину и защите растений. Ситуации усугубляется еще и решением Комиссии Таможенного союза от 18 июня 2010 года № 319 «О техническом регулировании в Таможенном союзе» с 1 июля 2010 года установлено, что подача таможенной декларации должна сопровождаться декларацией о соответствии, которая может быть принята на основе собственных доказательств в электронном виде без представления образца для его идентификации. Это может повлечь за собой угрозу ввоза некачественной и опасной продукции. При этом, у государств-членов Таможенного союза – Республики Казахстан и Республики Беларусь, в отличие от Российской Федерации, существуют национальные системы контроля безопасности и качества на внутреннем рынке. Все перечисленное – лишь малая часть существующих проблем в отношении российского зерна. В связи с чем, от имени и по поручению квалификационного большинства участников конференции в адрес Президента Российской Федерации, Правительства, Государственной Думы было направлено обращение с просьбой рассмотреть и принять решение по следующим вопросам: 1. Считаем нецелесообразным внесение изменений в Федеральные законы «О государственном надзоре и контроле за качеством и безопасностью зерна и продуктов его переработки» и «О семеноводстве» в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 09.03.2010 № 299-р в части: 2. Рассмотреть возможность привлекать для организации и осуществления мониторинга качества зерна нового урожая компетентные независимые учреждения, имеющие практический опыт проведения таких работ, на основе госзаказа; перейти в раздел Статьи |